Согласно Методике для конъюнктурного анализа оборудования и материалов можно применять следующие источники данных:
• печатные издания; • официальные или иные открытые источники; • интернет с сопутствующими обосновывающими документами. |
Цены на оборудование и материалы при составлении конъюнктурного анализа необходимо брать с сопутствующих источников:
• прайс-листы; • прейскуранты; • официальные коммерческие предложения; • расчетно-калькуляционные цены; • технико-коммерческие предложения. |
Для прочих затрат цены для конъюнктурного анализа берут из:
• законодательно подтвержденных тарифов; • данных федеральной службы статистики; • результатов аукционов и конкурсов; • данных, представленных в форме публичной оферты • технико-коммерческих предложений (при этом количество поставщиков или производителей должно быть не менее 3-х). |
Но важно помнить – при составлении конъюнктурного анализа цены берут для того региона, где планируется строительство, а сами цены актуальны в течение полугода, не более! Если на рынке субъекта Российской Федерации не представлены требуемые материалы или оборудование, допустимо проводить конъюнктурный анализ на основании данных ближайших поставщиков-производителей с учетом цены доставки.
Требования к конъюнктурному анализу
К конъюнктурному анализу предъявляются определенные требования. В частности, Приказ N 421/пр. в пунктах 15-17 указывает, что все технико-коммерческие предложения от поставщиков должны включать данные:
• Полное официальное наименование; • Контакты, сайт при наличии; • ИНН/КПП; • Данные о составителе предложения (как минимум – ФИО и телефон); • Дата составления предложения и срок его действия (время актуальности цены); • Единицы измерения (погонные метры, тонны и т.д.); • Валюта, в которой указана цена, с уточнением ее курса; • Пометки об учете при расчете НДС, доставки, шефмонтажа, шефналадки, складских и заготовительных расходов; • Адрес склада или места доставки. |
При использовании скриншотов с сайтов или других данных из открытых источников необходимо получить подтверждающую подпись заказчика.
Согласно методике, данные для конъюнктурного анализа необходимо учитывать, как минимум, на основании информации по 3 поставщикам/производителям. Но есть и исключения. Так, например, импортное оборудование достаточно мониторить по 2 поставщикам, включая случаи, когда требуется замена такого оборудования на аналогичное (Методика 421/пр п. 90 в редакции от 07.07.2022 №557/пр), а если на импортное оборудование только один единственный производитель (поставщик), то можно брать только 1 коммерческое предложение этого безальтернативного производителя (поставщика). Все особенности и исключения описаны в пп. 13-20 и пп. 90-92 Методики 421/пр п. 90 в редакции от 07.07.2022 №557/пр.
Печатная форма и электронное представление конъюнктурного анализа
Образец формы конъюнктурного анализа представлен в Приложении 1 Методики по 421/пр (в редакции от 07.07.2022 №557/пр). Рекомендуемая форма содержит 20 граф по каждой позиции.

При составлении документа дополнительно нужно опираться на правила мониторинга цен строительных ресурсов. Их можно найти в Постановлении Правительства РФ №1452 и Постановлении Правительства от 15.05.2019 г. №604.
При этом, машиночитаемая схема конъюнктурного анализа, размещенная на сайте Минстроя РФ, по своей составу данных полностью повторяет печатную форму Приложении 1 Методики по 421/пр.
Особенности конъюнктурного анализа
При составлении конъюнктурного анализа и расчета сметной стоимости необходимо учитывать заготовительно-складские расходы и перевозку грузов до объекта строительства.
Согласно п. 91 Методики 421/пр:
Стоимость транспортных затрат определяется на основании расчета с учетом данных о расстоянии перевозки, классе груза, типе(-ах) транспорта, наличии погрузочно-разгрузочных работ и прочих условий транспортировки, а также информации о ценах услуг на перевозку грузов для строительства автомобильным и железнодорожным транспортом, судами морского (внутреннего водного) и воздушного транспорта, услуг на перевалку грузов с одного вида транспорта на другой, услуг по аренде железнодорожных грузовых вагонов, услуг на погрузочно-разгрузочные работы при автомобильных и железнодорожных перевозках (далее - услуги, связанные с перевозкой грузов), размещенных в ФГИС ЦС, и в соответствии со сметными нормативами по формированию затрат на транспортировку грузов для строительства, сведения о которых включены в ФРСН.
ЗСР могут быть учтены при условии, что проектной документацией предусмотрено возведение на период строительства материально-технических складов для хранения материалов, изделий, конструкций и оборудования. В противном случае нет оснований для учета ЗСР в составе цены позиций конъюнктурного анализа. В п.92 Методики указано, что:
Размер заготовительно-складских расходов определяется в процентах от суммы отпускной цены материалов, изделий, конструкций, оборудования и транспортных затрат в следующих размерах:
а)2 (два) процента - для материальных ресурсов (за исключением металлических конструкций);
б)0,75 (ноль целых семьдесят пять сотых) процентов - для металлических конструкций;
в)1,2 (одна целая две десятых) процента - для оборудования.
При перевозке грузов для строительства на расстояние свыше 30 километров, учтенных ФССЦ (по части территории субъекта Российской Федерации, в которой расположен объект строительства) заготовительно-складские расходы на дополнительные транспортные затраты не начисляются.
При определении сметной стоимости воды, пара, электроэнергии, сжатого воздуха заготовительно-складские расходы не начисляются.Также Методикой строго определенно формирование шифра (пп. 23-24 Методики).
23. Материальным ресурсам и оборудованию, отпускная цена которых в текущем уровне цен определена в соответствии с положениями пунктов 13 - 21 Методики, присваивается код, состоящий из буквенного обозначения "ТЦ" и пяти групп цифр: первая группа цифр соответствует коду группы Классификатора строительных ресурсов (далее - КСР), состоящей из четырех групп цифр, к которой относится строительный ресурс, вторая - коду субъекта Российской Федерации, на территории которого находится производитель (поставщик), третья группа цифр содержит данные об ИНН производителя (поставщика), четвертая соответствует уровню ценовых показателей (в формате ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с обосновывающими отпускную цену документами, пятая группа цифр содержит указание на учет в отпускной цене затрат на перевозку строительного ресурса (01 - с учетом затрат на перевозку, 02 - без учета затрат на перевозку). (в ред. Приказа Минстроя РФ от 07.07.2022 N 557/пр)
24. Вместо кода группы допускается указывать код раздела (части, книги) с указанием нулей в недостающих группах цифр, например, 64.4.00.00. Для материальных ресурсов и оборудования, не подлежащих включению в КСР, вместо кода группы указывается следующая комбинация цифр: 101 - для технологического оборудования, 102 - для материальных ресурсов индивидуального изготовления, 103 - для инженерного оборудования индивидуального изготовления, 104 - для производственного и хозяйственного инвентаря, в том числе мебели, 105 - для лабораторного оборудования, 106 - для транспортных средств, 107 - для инструмента, используемого в целях осуществления технологических процессов.
В «1С:Смета» учтены все перечисленные выше пункты Методики, что упрощает работу сметчика при формировании конъюнктурного анализа.Порядок работы с конъюнктурным анализом в системе «1С:Смета»
Конъюнктурный анализ в 1С:Смета 3 располагается в меню «Сметные данные».
Для материальных ресурсов и оборудования, не подлежащих включению в КСР, вместо кода группы указывается следующая комбинация цифр (п. 24 Методики):
Часть данных документа заполняется вручную, а оставшиеся параметры рассчитываются автоматически согласно заполненным данным. Например, есть очевидные зависимости: при указании Цены с НДС и размера НДС будет рассчитана Цена без НДС. Или при указании величины заготовительно-складских расходов, их величину система рассчитает сама.
Как система 1С:Смета помогает ускорить процесс ввода конъюнктурного анализа
Ценное преимущество использования системы «1С:Смета» как модуля системы «1С:ERP Управление строительной организацией» в том, что при такой интеграции возможно настроить получение цен по данным других подсистем. Например, это могут быть цен поставщиков, которые мониторятся в подсистеме «Закупки» или в бухгалтерской подсистеме. В этом случае сметчику не придётся искать их самостоятельно, что экономит время специалист для более важных и интересных задач.
Производитель выбирается из справочника Контрагенты. При подключенном сервисе 1С:Контрагент, для удобства и быстроты заполнения в данное поле можно вводить наименование или ИНН контрагента, а система сама заполнит все данные о поставщике, их не надо будет нигде искать.
Также для удобства заполнения карточки контрагента из формы КАЦ можно перейти в справочник Контрагенты и создать нового, при помощи функции Автоматического заполнения реквизитов:
-
Буквенное обозначение - "ТЦ"
-
Первая группа цифр соответствует Классификатору и соответствует коду группы ресурсов - всего 7 группы через точку.
-
Вторая группа цифр регион РФ (например, Свердловская область - 96)
-
Третья группа - это индивидуальный налоговый номер ИНН поставщика
-
Четвертая - когда заказан счет или другой документ: день, месяц, год
-
Пятая группа учет затрат на перевозку (01 - с учетом перевозки, 02 - соответственно без транспортных расходов)

Для удобства сметчика в присоединенных файлах можно хранить необходимые для конъюнктурного анализа файлы (прайсы, коммерческие предложения, скриншоты и тд).

Печать и выгрузка конъюнктурного анализа для экспертизы
В 1С:Смета 3 разработана печатная форма в соответствии в Методикой:
Данную форму можно отправить на печать или сохранить в файл в удобном формате.
Также конъюнктурный анализ можно выгрузить в формате gge для предоставления на экспертизу. Если смета содержит ресурсы, добавленные из конъюнктурного анализа, то при выгрузке такой сметы будет также выгружен конъюнктурный анализ.
Добавление ресурсов в смету и отображение их в составе сметы
Добавить ресурс из конъюнктурного анализа можно через меню: Прочее – Из конъюнктурного анализа
Для добавления доступны только позиции конъюнктурного анализа, созданного для данного объекта строительства. Добавить ресурс можно вручную или выбрать с наименьшей ценой, тогда система определит наиболее выгодное решение согласно всем введенным данным.
Таким позиции на составе сметы отображаются символом КА
Ну и дополнительно хочется отметить: на печатной форме в Итогах по разделу/смете попадают в «отсутствующие в ФРСН»

Наша продуктовая команда и группы внедрения всегда готовы помочь Вам максимально эффективно настроить процесс мониторинга цен, составления конъюнктурного анализа, а также проверки загруженных из внешних источников данных. Система «1С:Смета» позволяет эффективно работать с нормативно-ценовой базой и быстро использовать эти данные в своем учете.